ФЭНДОМ

Египет-iconЕгипет - страна в северной Африке и на Синайском полуострове Азии и являющееся поэтому страной двух материков.Любит кошек и котов. Страна песков и фараонов.

История

4-iconКаменный век8-icon

На территории Египта пролегал основной маршрут расселения 4-icon4ballов из Восточной Африки в Переднюю Азию и далее. За тысячелетия климат здесь менялся многократно, и непригодным для обитания этот регион делала повышенная влажность в Сахаре — результатом чего было: заболачивание, ливневые дожди и катастрофические наводнения на территории Древнего Египта.Начиная с 8-го — 7-го тыс. до н. э. через малопригодные для обитания заболоченные джунгли долины Нила мигрируют различные 8-iconплемена, являвшиеся носителями афразийских языков.В период энеолита — мотыжное земледелие и скотоводство становятся важными отраслями в хозяйствовании, но охота, рыболовство и собирательство продолжали сохранять для жителей долины Нила большое значение. В социальном плане этот период характеризуется разложением первобытнообщинных отношений и зарождением классового расслоения в обществе. Важным технологическим прорывом было осваивание выплавки меди (использовалась синайская медная руда)

Древний Египет-iconДревний ЕгипетДревний Египет-icon

Нижний Египет-iconДодинастический периодВерхний Египет-icon

В конце медно-каменного века Египта, начался отдельный период: додинастический — последний этап в развитии культур Нижнего и Верхнего Египта, предшествующий их объединению под властью I династии. Ранними политическими образованиями в дельте и долине Нила могли быть несколько десятков септов, территории которых впоследствии легли в основу административного устройства Древнего Египта.В результате соперничества между ними, несколько позднее — образовалось верхнеегипетское «Иераконпольское царство» со столицей в Нехене.В конце 4-го тысячелетия до н. э. египтяне стали применять примитивный плуг (пока ещё с очень коротким дышлом), среди используемых орудий и инструментов, наряду с каменными, всё больше появлялось медных.В последние два столетия IV тысячелетия возникает самобытная египетская письменность. Наступает эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта).

Династический период

Около 3000 года до нашей эры Верхний и Нижний Египты были объединены в Древний Египет.С 2700 по 2400 годы до нашей эры были построены пирамиды.В XXIII—XXI веках до н. э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. В XXI—XVIII веках до н. э.покровителем фараонов объявлен бог Амон.Столица была перенесена из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.В XVIII—XVI веках до н. э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила.Преследуя гиксосов, Египет вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.Из провинций в Азии и из страны Куш Древний Египет получал в качестве дани древесину, металлы (медь, олово, свинец, серебро), скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда была направлена экспедиция, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ Атона (солнечного диска), в честь которого основана новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 году до н. э. его реформы были отвергнуты, а столица вернулась в древний Мемфис. Начавшийся упадок продолжался до около 1290 года до н. э., когда было восстановлено могущество Египта. Египет вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.В 671 г. до н. э. Ассирия захватила и разграбила Мемфис.В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами.Позже Древний Египет был вновь объединён. Позже был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

Ахеменидский Египет

В 525 до н. э. Египетские войска разбиты при Пелусии персидсией. Египет захвачен и присоединен к Персидской империи. Под влиянием персидских побед покоряется Киренаика.В 519 до н. э. Египет становится шестой сатрапией Персии.В 404 до н. э. Египет добивается возобновления независимости.

Древняя Македония-iconЭллинистический и Римская империя-iconРимский Египет

В 332 году до н. э. Древняя Македония-iconДревняя Македония прибыла в Египет для его завоевания, но была провозглашена фараоном и воплощением Зевса-Амона.Столицей Эллинистического Египта стал город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры.Эллинистический Египет просуществовал до завоевания Римская империя-iconРимской Империей в 30 году до н. э., после чего стал его провинцией.

Византия-iconВизантийский Египет

В 395 году после раздела Рима Египет перешёл в состав Византия-iconВизантии.В 5 веке продолжилось дробление государственного управления в Египте.Около 440 года, как минимум в Верхней Фиваиде, произошёл возврат к диоклетиановой системе управления, когда дукс стал центром всей гражданской администрации из-за необходимости усиленного контроля за южными границами, страдающими от набегов блеммиев и нубийцев. Вероятно, в этот период происходит увеличение числа крупных землевладений, приобретших определяющее влияние в последующие столетия.Около 412—415 годов в Египте произошло большое количество народных волнений и беспорядков, вызванных конфликтом префекта с христианской церковью.По одной версии Иудаизм-iconиудеи, поддерживаемые префектом, устроили в Александрии христианский погром, за что были изгнаны из города с конфискацией имущества.Во второй половине V века Египет стал центром монофизитского учения с главным центром в Александрии, где власть патриархов, пользуясь удалённостью от метрополии была чрезвычайно велика. Двадцать лет после Эфесского собора были периодом доминирования Александрии на христианском востоке. Однако, когда в 451 году обнародовал свои решения Халкидонский собор, основа этого превосходства была уничтожена. Собор осудил монофизитство и установил новую иерархию церквей, в которой константинопольский патриарх занимал вторую позицию после папы римского, а александрийскому патриарху принадлежало только третье место. С этого времени монофизитство стало для населения Египта не только народным верованием, но и, наряду с особым языком, символом политической независимости от Римской империи.

Египет в составе арабов

Арабское завоевание

В декабре 639 года Файл:Праведный халифат-icon.pngПраведный халифат начал войну с Византией для захвата Египта.Никаких мер к усилению охраны страны не было своевременно принято, и первый укрепленный город на старом пути из Газы в Египет, Ринокорура, достался арабам без боя 12 декабря 639 года.Вторым пунктом, преграждавшим путь была старая крепость Пелузий.Арабы подступили к городу,и через 2 месяца крепость была взята, а стены города снесены.Первый решительный Праведного халифата успех привлек бедуинов ближайших пустынь, которые примкнули к своим соплеменникам в надежде на богатую добычу. Усиленный этой помощью халифат двинулся от Пелузия традиционным путём — вдоль восточного края дельты Нила к её началу через холмистую местность подступил к городу Бильбаису.Под стенами Бильбаиса арабы благополучно отбили ночное нападение неприятеля.Через месяц осады Билбейс был взят штурмом.Дельту Нила с юга закрывала сильная крепость Вавилон (в южной части современного Каира), на правом берегу реки. Выше этого места был мост и близ него большая гавань со множеством судов, обслуживавших сообщения по рукавам Нила в дельте.К Вавилону арабы прибыли в мае 640 года.С 641 Византия отдала арабам Александрию.В 645 византийцы пытаются вернуть Александрию с помощью атаки с моря.В 646 арабы вновь занимают Александрию.В 652 арабы устанавливают свой контроль над Египтом.

После завоевания арабами

15 июля 1099 крестоносцы захватывают Иерусалим и оказываются вблизи египетских границ.В 1347 началась эпидемия чумы, которая нанесла сокрушительный удар по населению и экономике Египта и соседних стран.

Египет в составе Османской Империи

22 января 1517 года Османская Империя разгромила войска мамлюков в битве при Райданийе.С окончанием Османско-мамлюкской войны Египет входит в состав Османской Империи.В 1798 году в Египет вторгается Французская Империя-iconФранцузская Империя,однако в 1801 проигрывает.После окончания войны с Францией вторгаются англичане.В 1882 Англия оккупирует Египет при формальном сохранении прав Турции на эту территорию.5 ноября 1914 года вновь созданный Египетский султанат был объявлен британским протекторатом. С 1914 г. страна перестаёт быть частью Османской империи не только де-факто, но и де-юре.

Новейшая история Египта

28 февраля 1922 года Великобритания признала независимость Египта. Государство провозглашается королевством. В 1948 году началась арабо-израильская война в которой Египет проигрывает.В 1936 — между Англией и Египтом была достигнута договорённость, согласно которой Египет становился полностью независимым государством, однако британские войска оставались в зоне канала ещё на 20 лет до 1956 года.В 1939 Египет стал участником Второй Мировой Войны.Египет формально оставался нейтральным, однако Союзники использовали его как военную базу и вели на его территории бои с вооружёнными силами стран Оси.В 1947 году началась арабо-израильская война, которая привела к поражению Египта.

Июльская революция

23 июля 1952 года организация радикально настроенных военных «Свободные офицеры», в результате военного переворота свергла короля.18 июня 1953 года — была установлена республика.С 5 по 10 июня 1967 года — началась шестидневная война с Израилем. Израильская оккупация Синайского полуострова.В 1979 был подписан мир с Израилем в обмен на Синайский полуостров.Изгнание Египта из Лиги арабских государств.В 1989 Египет вернулся в Лигу арабских государств.

Арабская весна и переворот

Социально-политический кризис обострился осенью 2010 года, когда цены на импортируемую пшеницу выросли более чем на 50 %. Государственная система сдерживания цен на продовольствие не смогла достаточно эффективно смягчить этот ценовой удар.11 февраля 2011 года под давлением оппозиции, вышедшей на улицы ещё в конце января, что привело к непрекращающимся массовым беспорядкам.Военные приостановили действие конституции и распустили парламент. Под влиянием продолжающихся акций протеста военные пошли на ряд уступок.3 июля 2013 года (около 23:00) в Египте произошел военный переворот.14 августа 2013 года было введено чрезвычайное положение на один месяц в связи с большим числом жертв беспорядков, вспыхнувших в ходе операции по разгону протестных лагерей движения «Братья мусульмане» начатой 12 августа.23 сентября 2013 года административный суд Каира постановил запретить деятельность движения «Братья-мусульмане» на территории Египта, закрыть его офисы и полностью конфисковать имущество организации. Запрет деятельности распространяется также на неправительственные организации, связанные с «Братьями-мусульманами».

Галерея

Арты

Комиксы

8-icon Африка Африканский Союз-icon
Восточная Африка  

Бурунди-iconБурунди  • Файл:Джибути-icon.pngДжибути  • Файл:Замбия-icon.pngЗамбия  • Файл:Зимбабве-icon.pngЗимбабве  • Файл:Кения-icon.pngКения  • Файл:Коморские Острова-icon.pngКоморские Острова  • Файл:Маврикий-icon.pngМаврикий  • Файл:Мадагаскар-icon.pngМадагаскар  • Файл:Майотта-icon.pngМайотта  • Файл:Малави-icon.pngМалави  • Мозамбик-iconМозамбик  • Файл:Реюньон-icon.pngРеюньон  • Руанда-iconРуанда  • Файл:Сейшельские Острова-icon.pngСейшельские Острова  • Сомали-iconСомали  • Танзания-iconТанзания  • Уганда-iconУганда  • Эритрея-iconЭритрея  • Эфиопия-iconЭфиопия  • Южный Судан-iconЮжный Судан

Непризнанные и частично признанные государства:

Сомали-icon Сомалийцы: Файл:Авдаленд-icon.pngАвдаленд  • Файл:Галмудуг-icon.pngГалмудуг  • Файл:Джубаленд-icon.pngДжубаленд  • Файл:Пунтленд-icon.pngПунтленд  • Сомалиленд-iconСомалиленд  • Файл:Хатумо-icon.pngХатумо  • Файл:Химан и Хеб-icon.pngХиман и Хеб

Зависимые территории:

Файл:Чагос-icon.pngБританская Территория в Индийском Океане (Великобритания-icon)  • Файл:Майотта-icon.pngМайотта (Франция-icon)  • Файл:Реюньон-icon.pngРеюньон (Франция-icon)  • Файл:Французские Южные и Антарктические территории-icon.pngОстрова Эпарсе (Франция-icon)  •

Западная Африка  

Файл:Бенин-icon.pngБенин  • Файл:Буркина-Фасо-icon.pngБуркина-Фасо  • Файл:Гамбия-icon.pngГамбия  • Файл:Гана-icon.pngГана  • Файл:Гвинея-icon.pngГвинея  • Гвинея-Бисау-iconГвинея-Бисау  • Файл:Кабо-Верде-icon.pngКабо-Верде  • Файл:Кот-д’Ивуар-icon.pngКот-д’Ивуар  • Файл:Либерия-icon.pngЛиберия  • Файл:Мавритания-icon.pngМавритания  • Файл:Мали-icon.pngМали  • Файл:Нигер-icon.pngНигер  • Нигерия-iconНигерия  • Файл:Сенегал-icon.pngСенегал  • Файл:Сьерра-Леоне-icon.pngСьерра-Леоне  • Файл:Того-icon.pngТого

Зависимые территории:

 • Файл:Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья-icon.pngОстрова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья

100px
 
Северная Африка  

Алжир-iconАлжир  • Египет-iconЕгипет  • Ливия-iconЛивия  • Марокко-iconМарокко  • Судан-iconСудан  • Тунис-iconТунис

Западная Сахара-iconСахарская Арабская Демократическая Республика (Марокко-icon)

Зависимые территории:

Файл:Канарские острова-icon.pngКанарские острова (Испания-icon)  • Файл:Мадейра-icon.pngМадейра (Португалия-icon)  • Файл:Мелилья-icon.pngМелилья (Испания-icon)  • Файл:Сеута-icon.pngСеута (Испания-icon)

Центральная Африка  

 • Ангола-iconАнгола  • Габон-iconГабон  • Камерун-iconКамерун  • Файл:Демократическая Республика Конго-icon.pngДемократическая Республика Конго  • Республика Конго-iconРеспублика Конго  • Файл:Сан-Томе и Принсипи-icon.pngСан-Томе и Принсипи  • Файл:Центральноафриканская Республика-icon.pngЦентральноафриканская Республика  • Чад-iconЧад  • Экваториальная Гвинея-iconЭкваториальная Гвинея

Файл:Азавад-icon.pngАзавад (Файл:Мали-icon.png)

Южная Африка  

 • Файл:Ботсвана-icon.pngБотсвана  • Файл:Лесото-icon.pngЛесото  • Файл:Намибия-icon.pngНамибия  • Файл:Свазиленд-icon.pngСвазиленд  • Файл:Южно-Африканская Республика-icon.pngЮжно-Африканская Республика